Межрегиональная научно-практическая конференция «Цифровая образовательная среда как фактор качественной трансформации современного образования»

24 января 2022 года на базе ОГАОУ ОК «Алгоритм Успеха» состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Цифровая образовательная среда как фактор качественной трансформации современного образования». Организаторы мероприятия – Министерство образования Белгородской области, ОГАОУ ОК «Алгоритм Успеха». На мероприятие зарегистрировалось свыше 300 участников из различных регионов Российской Федерации: Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край (в том числе город Сочи), Калужская, Липецкая, Ростовская, Самарская области и другие. А также все муниципальные образования Белгородской области.

Открыла конференцию Инна Валентиновна Тяпугина, директор областного государственного автономного общеобразовательного учреждения «Образовательный комплекс «Алгоритм Успеха» Белгородской области. С приветственным словом к участникам обратилась Екатерина Николаевна Клименченко, заместитель начальника Министерства образования Белгородской области.

В пленарном заседании приняли участие:

Кондаков Александр Михайлович – генеральный директор ООО «Мобильное Электронное Образование», член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Лаборатории теории и методики обучения по программам Международного Бакалавриата;

Уварова Ксения Александровна – начальник департамента цифровой трансформации министерства цифрового развития Белгородской области;

Петрушкевич Марина Александровна – руководитель департамента образовательных проектов АО «НЕЙРОСЕТИ»;

Бучек Альбина Александровна – ректор областного государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Белгородский институт развития образования», доктор психологических наук, профессор;

Прохорова Ольга Николаевна – директор Института межкультурной коммуникации и международных отношений НИУ «БелГУ», доктор филологических наук, профессор;

Алтынник Наталья Игоревна – кандидат технических наук, директор Малого технологического университета БГТУ им. В.Г. Шухова, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, член молодежного Совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов, член Совета молодых ученых и специалистов Белгородской области при Губернаторе Белгородской области;

Милованова Оксана Владимировна – директор муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №13» города Калуги, призер Всероссийского конкурса «Директор года России – 2021»;

Полухина Софья – ученица 11 класса ОГАОУ «Образовательный комплекс» Алгоритм Успеха»;

Вергун Алиса – студентка историко-филологического факультета педагогического института НИУ «БелГУ», тренер неформального образования.

По окончании пленарного заседания работа межрегиональной научно-практической конференции продолжилась в тематических залах (в каждом зале заранее была объявлена тема или проблемный вопрос):

  • зал №1 «Сухомлинский», «Нравственное воспитание в цифровом мире»;
  • зал №2 «Шухов», «Инженерные проекты на уроках и вне»;
  • зал №3«Достоевский», «Классическая литература в цифровом исполнении»;
  • зал №4 «Невский», «Можно ли оцифровать историю?»;
  • зал №5 «Гагарин», «Математика и (или) искусственный интеллект»;
  • зал №6 «Кандинский», «Искусство в цифре»;
  • зал №7 «Пирогов», «Цифровые технологии в научно-исследовательских проектах»;
  • зал №8 «Занков», «Поколение Альфа. Дети 2.0.»;
  • зал №9 «Экзюпери», «Мир с «цифрой» без границ».

В работе 9 залов приняли участие более 100 спикеров – руководители и педагогические работники школ и дошкольных образовательных организаций, руководители и преподаватели ведущих вузов, представители педагогической общественности города Белгорода и Белгородской области, Краснодарского края, Калужской Липецкой, Ростовской, Самарской областей и другие. Среди них: ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования», Институт инженерных и цифровых технологий НИУ «БелГУ», Педагогический институт НИУ «БелГУ», Институт межкультурной коммуникации и международных отношений НИУ «БелГУ», ГБНОУ «Академия талантов» Санкт-Петербурга, МБУ ДПО «СОИРО» Старооскольского городского округа, ГБУДО «Белгородский областной Центр детского (юношеского) технического творчества» и другие.

Цель конференции – транслирование и обсуждение практического опыта создания цифровой образовательной среды как фактора качественной трансформации современного образования.

В выступлениях участников конференции были озвучены результаты труда не только педагогического коллектива ОГАОУ ОК «Алгоритм Успеха», но и итоги совместных действий всех структур по всем направлениям трансформации образования Белгородской области, других регионов.

Акцентировалась мысль, что цифровая экономика предполагает модернизацию во всех сферах социально-экономической деятельности, в которой цифровые технологии обеспечивают эффективное взаимодействие бизнеса, государства и граждан. Одно из центральных мест в становлении цифровой экономики занимает трансформация образования.

В выступлениях было отмечено, что цифровые технологии быстро распространяются и обновляются, открывают неограниченные возможности для доступа к цифровым инструментам, материалам и сервисам. Обучающиеся и педагогические работники получают беспрецедентный ранее контроль над своим информационным пространством и его совместным использованием. Расширились их возможности для само- и взаимоконтроля, для формирования интереса к учению, для осмысленной (принимаемой учащимся) учебной работы. Технологии виртуальной реальности (VR) быстро сливаются с технологиями искусственного интеллекта (ИИ), однако методические разработки для их использования в образовании прогрессируют медленно. Нам предстоит выработать новый класс методических решений, принципов, чтобы использовать новые педагогические возможности. Эти решения, принципы будут опираться на самостоятельную работу обучающихся и их совместную работу в малых группах. И то и другое требует и изменения роли учителя, и формирования у обучающихся соответствующих способностей, и обновленной дисциплины учебной работы, и выделения пространства для такой работы в структуре образовательного процесса. Традиционная рамка классно-урочной организации образовательного процесса с ее усредняемыми требованиями становится узкой. Переход к ориентированной на результат персонализированной организации образовательного процесса – одно из условий успешного использования педагогического потенциала цифровых технологий и основанных на их использовании методических решений.

Трансформационные процессы в образовании начались по всему миру. Они нужны и в отечественном образовании. Цифровая экономика требует, чтобы каждый обучаемый (а не только лучшие) овладел компетенциями XXI века (критическим мышлением, способностью к самообучению, умением полноценно использовать цифровые инструменты, источники и сервисы в своей повседневной работе) и мог творчески применять имеющиеся знания в быстроразвивающейся цифровой среде. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт уже поставил задачу формирования у каждого обучающегося способности управлять собственным учением. Цифровая трансформация образования должна решить эту задачу. Цифровая трансформация на предприятии – это использование цифровых технологий для кардинального повышения производительности труда. Цифровая трансформация образования – это обновление планируемых образовательных результатов, содержания образования, методов и организационных форм учебной работы, а также оценивания достигнутых результатов в быстроразвивающейся цифровой среде для кардинального улучшения образовательных результатов каждого обучающегося. Задача состоит в том, чтобы гармонизировать в едином образовательном процессе:

  • овладение обучающимися заранее отобранным содержанием (оно социально задано);
  • достижение обучающимися внешне формируемых и самостоятельно отобранных целей;
  • поддержку и развитие способности обучаемых к учению, формирование их учебной самостоятельности, порождение и развитие их личностной идентичности в процессе овладения как социально заданным, так и самостоятельно отобранным содержанием.

Цифровые технологии создают условия для решения этой задачи за счет совершенствования средств планирования и организации образовательного процесса, широкого использования активных методов обучения и перехода к персонализированной, результативной организации образовательного процесса. Цифровая трансформация образования — это работа на многие годы. Она затрагивает все уровни образования и невозможна без деятельного участия учащихся, педагогов, работников управления, всех стейкхолдеров, включая родителей и работодателей, политиков и представителей общественности. Эту работу можно разделить на три большие связанные между собой группы:

  • развитие цифровой инфраструктуры образования;
  • развитие цифровых учебно-методических материалов, инструментов и сервисов, включая цифровое оценивание;
  • разработка и распространение новых моделей организации учебной работы.

Все это требует качественного обновления существующей практики педагогических исследований, превращения их в инструмент научно-методического обеспечения и поддержки процессов цифровой трансформации образования.

Были озвучены конкретные меры, позволяющие в развивающейся цифровой образовательной среде перейти от традиционной (классно-урочной) к персонализированной и ориентированной на результат (персонализировано-результативной) организации образовательного процесса или системе обучения, которая поможет лучше решать задачи повышения качества образования, стимулируя социальное и экономическое развитие нашей страны. Большая часть выступлений отражала практическую деятельность педагогов в рамках трансформации современного образования.

Мы искренне благодарим всех за участие в конференции. Желаем творческих успехов и надеемся на дальнейшее сотрудничество на благо страны, Белгородской области в частности.

 6,518 всего просмотров,  1 просмотров сегодня

Добавить комментарий